Новости

Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники транспортной отрасли с 1 июля 2019 года

Информация Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области на вопросы по теме: «Переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники транспортной отрасли с 1 июля 2019 года».

 

Вопрос: Каким нормативным правовым актом предусматривается обязанность перевозчика по применению с 1 июля 2019 года контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) и передаче сведений о расчётах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных?

Ответ: Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов (далее – перевозчики), предусматривается Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» в редакции Федеральных законов от 03.07.2016 № 290-ФЗ, от 03.07.2018 № 192-ФЗ (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

 

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена для перевозчиков, не обеспечивших исполнение обязанности по применению ККТ с 1 июля 2019 года?

Ответ: Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрена положениями статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в частности:

– неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей (часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ);

– применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 4 статьи 14.5 КоАП РФ);

– ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении ККТ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей (часть 6 статьи 14.5 КоАП РФ).

 

Вопрос: Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) регулярные перевозки автобусами и троллейбусами; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси. К каким видам пассажирских перевозок применяются требования по новому порядку применения ККТ?

Ответ: Требования законодательства Российской Федерации о применении ККТ распространяются на расчёты за любые оказываемые услуги по перевозке пассажиров и грузов транспортом.

 

Вопрос: 4. Каков порядок действий перевозчика при подготовке к организации продажи билетов на проезд с использованием ККТ?

Ответ: В первую очередь ознакомится с законодательством Российской Федерации о применении ККТ, а также со специализированным разделом «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» на официальном сайте Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России) в сети «Интернет» nalog.ru.

Последовательность действий примерно следующая:

– определиться с моделью ККТ, фискального накопителя (со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев), оператором фискальных данных и сервисным центром (центром технического обслуживания). Реестры контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей, а также операторов фискальных данных можно найти на официальном сайте ФНС России nalog.ru;

– обратиться в сервисный центр (центр технического обслуживания) или непосредственно к производителю для покупки новой контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, а также программного обеспечения и п.т. и подготовке её к эксплуатации (при необходимости заключить договор с сервисной организацией);

– заключить договор с оператором фискальных данных и произвести действия, предусмотренные этим договором;

– обеспечить работу Интернета;

– осуществить регистрацию ККТ непосредственно в налоговом органе, через оператора фискальных данных либо через личный кабинет на сайте ФНС России (для этого налогоплательщику понадобиться электронно-цифровая подпись – ЭЦП, которую оформляют удостоверяющие центры, аккредитованные Министерством коммуникаций и связи Российской Федерации);

– применять ККТ, выдавать кассовые чеки, следить за передачей фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных;

– индивидуальным предпринимателям, являющимся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или применяющим патентную систему налогообложения получить налоговый вычет на приобретенную ККТ.

 

Вопрос: Какие требования предъявляются к ККТ, где и как можно ознакомиться с моделями ККТ, соответствующих установленным требованиям?

Ответ: Требования, предъявляемые к ККТ изложены в статье 4 Федерального закона № 54-ФЗ и иных нормативных правовых актах законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. ККТ, соответствующая указанным требованиям, в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 54-ФЗ включается в реестр контрольно-кассовой техники, который размещён на официальном сайте ФНС России nalog.ru. Информация о технических характеристиках ККТ размещается в сети «Интернет» на сайтах производителей и поставщиков ККТ.

 

Вопрос: Существуют ли исключения, когда можно не применять ККТ при оказании услуг по пассажирским перевозкам после 01.07.2019?

Ответ: ККТ может не применятся при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчёта в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдалённых или труднодоступных местностей, утвержденном соответствующим Постановлением департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Администрации Владимирской области от 29.08.2018 № 15 в редакции постановления от 20.11.2018 № 22.

Также ККТ может применятся в автономном режиме (то есть, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, когда сведения о расчётах передаются в налоговые органы в момент замены фискального накопителя) в местностях, отдалённых от сетей связи (местности, где не стабилен интернет), определённых в соответствии с критериями, установленными Министерством коммуникаций и связи Российской Федерации (Минкомсвязи РФ) и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи (с численностью населения менее 10 тыс.), утвержденном Постановлением департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Администрации Владимирской области от 30.01.2017 № 1.

Таким образом, если весь маршрут движения проходит через отдалённые или труднодоступные местности, включённые в соответствующий перечень, ККТ может не применятся. Если весь маршрут движения проходит через местности, отдалённые от сетей связи, включённые в соответствующий перечень, ККТ может применятся в автономном режиме.

В остальных случаях ККТ применяется в режиме обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

 

Вопрос: Каким образом законодательство о применении ККТ учитывает возможность организации продажи билетов на проезд при внедрении систем безналичной оплаты проезда с использованием банковский карт, транспортных карт, персональных (льготных) карт? Каким требованием должна, в этом случае, удовлетворять ККТ?

Ответ: Особенности применения ККТ, а также формирования и передачи (направления) кассового чека (бланк строгой отчетности) покупателю (клиенту) при различных формах расчета (оплата наличными деньгами и (или) в безналичном порядке, а также с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств) изложены в пунктах 5, 5.1-5.5 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ.

В частности, пользователь ККТ (налогоплательщик, оказывающий услуги) при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети «Интернет») вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в автономном режиме вне корпуса автоматического устройства для расчетов при осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа, в частности при расчётах, производимых при помощи транспортных карт.

Вопрос: Какие единовременные и периодические затраты (в среднем на одно транспортное средство) должен понести перевозчик для исполнения нового порядка применения ККТ с 01.07.2019 с указанием периодичности платежей и соответствующих контрагентов?

Ответ: Размер расходов по приобретению ККТ (затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг) могут варьироваться.

В настоящее время стоимость бюджетных моделей (АТОЛ 90Ф, АТОЛ 91Ф, АТОЛ 92Ф, ЭЛВЕС-МФ, ЭЛВЕС-ФР-Ф, Меркурий-130Ф, Меркурий-180Ф, Меркурий-115Ф, Меркурий-185Ф, Эвотор СТ5Ф, Дримкас-Ф, Пионер-114Ф) может составить до 18 тыс. рублей. Стоимость ФН, по данным потенциальных производителей, может составить от 9 400 рублей. Стоимость услуг операторов фискальных данных может составить 3 000 руб. в год за одну ККТ. Стоимость услуг операторов связи может составить от 100 рублей в месяц за точку с Интернетом.

Вопрос: Существуют ли механизмы государственной поддержки в целях снижения финансовой нагрузки на перевозчика, применяющего ККТ при расчетах с пассажирами и в какой форме?

Ответ: Законодательством Российской Федерации о применении ККТ(Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») предусмотрен налоговый вычет на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники.

Право на налоговый вычет имеют индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или применяющие патентную систему налогообложения.

Если это единый налог на вменённый доход, сумму вычета нужно будет указать в налоговой декларации.

Если это патентная система налогообложения, то для получения вычета необходимо подать заявление в налоговую инспекцию (рекомендуемая форма заявления определена письмом ФНС России от 04.04.2018 № СД-4-3/6343@ «О рекомендуемой форме уведомления об уменьшении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники»).

Размер налогового вычета составляет не более 18 000 рублей на единицу контрольно-кассовой техники, применяемую на каждом месте осуществления расчёта с покупателем (клиентом) в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

При этом в расходы по приобретению контрольно-кассовой техники включаются затраты на покупку контрольно-кассовой техники, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке контрольно-кассовой техники и прочих), в том числе затраты на приведение контрольно-кассовой техники в соответствие с требованиями, предъявляемыми законодательством о применении контрольно-кассовой техники.

Индивидуальные предприниматели, вправе воспользоваться налоговым вычетом при условии своевременной регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах (в период с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года).

Вопрос: Каков порядок действий перевозчика в случае реализации билета с использованием ККТ на остановочных пунктах по маршруту, расположенных в труднодоступных и отдаленных местностях, где отсутствует стабильное подключение к сети Интернет?

Ответ: В момент приема или выплаты денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые услуги пользователь ККТ обязан выдать (направить в электронном виде) кассовый чек (бланк строгой отчётности, билет) с использованием ККТ, применяемой на месте осуществления расчета.

При этом, согласно части 4 статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ фискальный накопитель обеспечивает хранение реквизитов фискальных документов, в том числе кассового чека (бланка строгой отчетности, билета) в некорректируемом виде в течение 30 календарных дней.

Таким образом передача фискальных документов, сформированных ККТ в налоговые органы через оператора фискальных данных может быть осуществлена после восстановления стабильной работы Интернета в течение 30 календарных дней.

 

Вопрос: Кто такие Операторы фискальных данных и как с ними работать? Где можно ознакомиться с уже зарегистрированными операторами фискальных данных?

Ответ: Согласно статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ оператор фискальных данных – организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящаяся на территории Российской Федерации, получившая в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных.

Согласно пункта 1 статьи 4.4 Федерального закона № 54-ФЗ разрешение на обработку фискальных данных выдается ФНС России на основании заявления соискателя разрешения на обработку фискальных данных в месячный срок со дня представления такого заявления. При рассмотрении заявления соискателя разрешения на обработку фискальных данных уполномоченным органом проводится проверка соискателя разрешения на обработку фискальных данных на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Согласно пункта 13 статьи 4.4 Федерального закона № 54-ФЗ информация о выданных и об аннулированных разрешениях на обработку фискальных данных подлежит размещению на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» nalog.ru в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники».

 

Вопрос: Что такое Фискальный накопитель?

Ответ: Согласно статьи 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ фискальный накопитель – программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных.

 

Вопрос: Каков средний срок службы ККТ?

Ответ: Срок службы контрольно-кассовой техники устанавливается изготовителем контрольно-кассовой техники.

 

Вопрос: К кому и по какому телефону налоговых органов на территории Владимирской области можно обратиться перевозчику по вопросам применения ККТ на пассажирском транспорте?

Ответ: Информацию по вопросам перехода на новый порядок применения ККТ можно получить по телефонам горячей линии территориальных налоговых органов Владимирской области по вопросам перехода на новый порядок применения ККТ, размещённых в региональном разделе Управления ФНС России по Владимирской области официального сайте ФНС России в сети «Интернет» nalog.ru.

Телефон горячей линии Управления по вопросам перехода на новый порядок применения ККТ – (4922) 32 16 94.

 

Вопрос: В случае выявления у водителя нарушения в виде не использования ККТ – на кого будет наложен штраф, на водителя или юридическое лицо? При этом юридическое лицо предприняло все необходимые меры и утвердило распорядительные документы для возложения ответственности на водителя (кондуктора).

Ответ: Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрена положениями статьи 14.5 КоАП РФ для должностных лиц и юридических лиц.

Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.

Однако руководители и другие работники иных организаций также несут административную ответственность как должностные лица, если совершили административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Таким образом, другие работники (в том числе водители, кондукторы) могут признаваться должностными лицами, только если они выполняют указанные функции.

 

Вопрос: Какие действия должен предпринять водитель при поломке ККТ в пути следования автобуса по маршруту? Возможна ли в этом случае сдача выручки и пробитие чека по приезду водителя в гараж?

Ответ: Согласно примечания к статье 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

– на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

– представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Таким образом, действия при поломке ККТ пользователем ККТ (руководителем, бухгалтером, водителем, кондуктором и п.т.) должны осуществляться с учетом вышеизложенных положений КоАП РФ, а также положений Письма ФНС России от 06.08.2018 № ЕД-4-20/15240@ «Об особенностях формирования кассового чека коррекции».

Вопрос: На стационарных ККТ данные о перевозчике, маршруте и т.д. формируются с использованием специализированных программных комплексов. Возможна ли реализация подобных функций на переносных ККТ? Если да, то, на каких?

Ответ: Да, возможна. Статьёй 4.4 Федерального закона № 54-ФЗ установлены требования к контрольно-кассовой технике. Статьёй 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ установлены требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности. Согласно пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ на территории Российской Федерации применяется контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники.

Таким образом, включенная в реестр модель контрольно-кассовой техники, при правильно произведённой настройке формирует фискальные документы (кассовый чек (бланк строгой отчетности, билет) с необходимыми реквизитами, в том числе наименованием перевозчика (наименованием организации-пользователя или фамилии, имени, отчестве (при наличии) индивидуального предпринимателя-пользователя), маршрутом (наименованием услуг).

 

Вопрос: Возможна ли работа перевозчиков без ККТ при посадке пассажиров только на автовокзалах и автостанциях с выдачей соответствующих билетов и чеков?

Ответ: Согласно пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Возможность работы перевозчиков без ККТ при посадке пассажиров только на автовокзалах и автостанциях с выдачей соответствующих билетов и чеков, сформированных без применения ККТ, Федеральным законом № 54-ФЗ не предусмотрена.

Однако, для предоставления услуг по перевозке пассажиров перевозчики могут обратится к платежным агентам или платежным субагентам, предоставляющим соответствующие услуги, например, автовокзалам. В таком случае, обязанность применять ККТ возникнет у платежных агентов или платежных субагентов.